05 Декабрь 2012

Ударим куполами по Природе? (Фото)

Между Русской православной церковью и жителями деревень Войшкуны и Станчики Поставского района произошел конфликт. Священнослужители захотели поставить храм на единственном сохранившемся холме в ландшафтном заказнике «Голубые озера», с которого открывается великолепная панорама на озеро Балдук. Однако намерение это попытались осуществить, минуя законодательство и пожелания жителей, экологов и всех небезучастных.

 

Никогда не думал, что стану свидетелем подобного противостояния. Я много раз брался защищать Природу Родины доступными для меня способами: через печатное слово и объектив камеры. Защищал Природу и заказники от «природососов» разного калибра - от бизнесменов до государственных представительств и субъектов хозяйствования. Защищал, начиная от санкционированных (и не очень) мусорных свалок, рубок лесополос и утопленного в заповедном озере токсичного вертолета до начальствующего самостроя в водоохранке ООПТ и узаконенного повторного осушения болот.

Но я, верующий в Бога человек, не предполагал, что придется скрестить сабли с РПЦ, влившейся в ряды приземленных природососов и включившейся в гонку- борьбу за владение природным достоянием. И мне, как православному христианину, небезразлично и вдвойне обидно за действия церкви, претендующей на святость.

История такова. В 2010 году запланированным или случайным образом повстречались представитель церкви Святого Николая в Поставах и один белорусский банкир. Их более чем скромные коттеджи приютились на высоком берегу озера Балдук в д. Войшкуны.

Встреча, видимо, плавно перешла в экскурсию по Голубым озерам (нацпарк «Нарочанский») и заказнику «Швакшты».

И вот, стоя под зелеными соснами на северном панорамном холме озера, единственном месте, не застроенном коттеджами богатых буратин, господа умиротворенно наблюдали окружающую природу.

В созерцании ее красоты и, по-видимому, беседуя о божественном провидении, у новоиспеченных компаньонов рождается идея. Ну, конечно же, чем не богоугодная идея поставить здесь, на 0,40 сотках, православную церковь?! А где церковь, там, вероятно, и настоятелю придется срубить домик для жизни с видом на озеро. А потом, может быть, и обзорную площадку...

Вот тогда-то охочий до природного достояния экологически невоспитанный, но платежеспособный народ толпами повалит на литургию, чтобы после сразу после нее лицезреть озеро с обзорной площадки. Естественно, облегчая свои карманы и кошельки жертвоприношением в кассу прихода, не облагаемую налогом. А церковь, конечно же, не забудет благодетеля и по-братски поделится с донором. Вот он, очередной бизнес-альянс на многострадальном теле Природы.

Все по закону? А там, глядишь, если дела пойдут в гору, можно прихватить дополнительно пустующей землицы заказника, оформив ее в аренду. А дальше какие перспективы открываются! И агроэкотуристические усадьбы, и лодочные станции, и коммуникации-канализации, дороги, бани, и прочее - все для небедных прихожан. И все, поди, по закону? А как же! Церковь не облагается налогом, земля ей выделяется без аукциона. Правда, была проблемка с отводом участка на ООПТ. Ведь с 2007 года выделение земель находится исключительно в ведении главы государства. Но чуть более чем на год (2010-2011 гг.) он дал местным исполнительным властям послабления, чем они не преминули воспользоваться. И в этот маленький промежуток времени успели-таки отхватить заповедной землицы нужные люди. Не стал исключением и этот холм на озере Балдук. И опять, оказалось, все по закону. По тому, что прописан в новой редакции Водного кодекса, принятию которой так упорно сопротивлялись независимые экологи.

Но вернемся к нашему повествованию. На северо-западе Беларуси большинство верующей паствы - это католики и униаты. Получается, что планируемой православной церкви не удастся собрать в достаточном количестве приход. Но по закону, прежде чем начинать строительство, нужно ходатайство в РПЦ от местного и постоянно проживающего населения (не дачников). Однако ходатайства от этих людей нет, а официальный протест есть.

В проекте строительства нет и намека на расчет антропогенной нагрузки на ООПТ. А ведь коммуникации, как дороги, канализация, ЛЭП, инфраструктура, неуправляемые туристические толпы страждущих природных красот однозначно приведут к изменению в окружающей среде. Но до сих пор для заказников «Швакшты», «Голубые озера» не сделаны расчеты антропогенной нагрузки на их территорию. А должны быть до 2015 года, согласно госпрограмме развития особо охраняемых природных территорий. Эти заказники, как большинство белорусских ООПТ, не «умыты и не причесаны», как подобало бы природоохранным учреждениям. Потому что, как всегда, нет «золотого запасу» даже на их содержание!

А где общественные слушания этого проекта строительства, как того требует статья 33 Закона об охране окружающей среды Республики Беларусь? Где экологическая госэкспертиза?

Удивляет, что в первом ответе Поставского райисполкома на общественный запрос по факту строительства значится: «Согласовано с Миприроды». А это уже не лезет ни в какие рамки! Хотя примеры, когда природоохранное ведомство попустительствовало уже есть. Достаточно вспомнить историю с утопленным в озере Рудаково вертолетом, который опустили на дно несмотря на отрицательное заключение ученых из Академии наук и БГУ.

Религия и церковь - вещи разные. К сожалению, подобные поступки отталкивают народ не только от церкви, но и от веры, Бога. Религия - это вера, понимание окружающего мироздания, отношение к Богу-созидателю, поиск своего пути. А церковь - лишь инструмент, облегчающий это понимание для не умеющих или не имеющих времени самостоятельно понять. Поэтому она не имеет права быть аморальной, давать прихожанину повод усомниться в ее назначении.

Церковь – это материальный инструмент обеспечения Божественного понимания. Но он рукотворен, вторичен.

Человеку же Бог дал ПЕРВИЧНОЕ: озеро, лес, реку . Обращаясь к Богу, человек сначала поднимает глаза в небо, облачное или звездное, устремляет взор на гладь озера или зеленеющий лес. И уж потом ноги ведут в рукотворный храм поблизости. На его пути будет Природа - вот первый и главный Храм Отца. Поэтому и отношение к Природе должно быть соответствующим достойного Человека.

Если церковь позволяет себе заняться нетрадиционной деятельностью - бизнесом и сращиванием с бизнес-структурами, она неизбежно займется и политикой. Примеров этому масса. Это не добавляет авторитета, а, наоборот, приводит к дистанцированию с народом. Как это вышло в случае строительства церкви против народной воли на озере Балдук. Так Богоугодные дела не делаются.

В результате имеем, что имеем. Религиозный бизнес-экстремизм уже в действии. И Белорусская Природа попала на эту очередную наковальню. Кто следующий готов ударить? Дальше церкви вроде бы уже и некому. Значит и нет последнего утешения?

Эпилог

Холм на северо-восточном склоне озера Балдук остался последним природным местом, куда может прийти путник и в одиночестве, никому не мешая, под соснами помолиться Богу. Подумать о бытии, созерцая неповторимую и прекрасную Природу. Ну, почему так всегда происходит: там, где красивое место, устраивают массовую зловонную туристическая стоянку или строится коттедж начальничка, а теперь еще и храмы?!

Собственно, против храмов, традиционных для Беларуси конфессий, никто не против. Только ЗА! Но для храма есть другие площадки, поскромнее и в удобном для людей месте, например, возле дороги при въезде в ту же деревню Войшкуны или Станчики.

Здесь уже есть коммуникации и приличный вид на лес и коттеджи, чудеса архитектуры и показного богатства. Кстати, обитальцам «палат» весьма полезно смотреть каждое утро не только на озеро и варварски очищенный ими от сосен берег, но и на купола храма, напоминающего бизнесменам, от кого у них материальное благополучие и для чего им такое испытание.

Достойный человек создает себя, не обедняя окружающий Мир.

И да пребудет вокруг нас красота. Аминь!

P.S. Коллективное обращение с подписями 85 человек, в том числе моей, отправлены:

Прокурору Витебской области Дыско Г.И.

Копии: Председателю Витебского облисполкома Косинцу А.Н., уполномоченному по делам религий и национальностей Гуляко Л.П., Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Цалко В.Г., Председателю Комитета  государственного контроля Якобсону А.С., Главе Администрации Президента Кобякову А.В.

Игорь Пастухов, Wildlife.by

Фото автора



Добавить комментарий


Код безопасности
Обновить изображение