18 Январь 2013

Экологические стереотипы

ekologicheskie-stereotipy-2.jpgСегодня трудно найти людей, живущих в окружении неизмененной природы. Практически все испытывают на себе различные проявления экологического кризиса – от изменения климата до катастрофического обеднения окружающей среды. Незастроенные и нераспаханные ландшафты остались лишь на картинках и на экранах телевизоров, а мир, свободный от техносферы, считается недоступной роскошью, которую современное человечество не может себе позволить – ведь 7 млрд. должны где-то жить, что-то есть, производить товары, пользоваться транспортом, размещать отходы и т.д..

Одним словом, на глазах у всех в небытие уходит природный мир, но это не воспринимается ни как трагедия, ни как катастрофа. Фактически, полномасштабное уничтожение природы попросту остается невидимым для большинства. Люди продолжают жить так, словно ничего не происходит. Но в чем причина этого патологического безразличия? В силу чего то, что происходит с планетой, и то, как это отражается в сознании людей – две абсолютно разные реальности?

Очевидно, несмотря на некоторый рост присутствия экологической темы в массовой культуре, сегодня по-прежнему превалирует противоположность экологического сознания, назовем ее «экологическое равнодушие», и одна из существенных составляющих этого распространенного явления – экологические стереотипы. Это взгляды, мнения и представления, касающиеся Природы и глобального экологического кризиса, которые не только не соответствуют действительности, препятствуют осознанию того, что происходит с планетой, но и во многом составляют ту картину мира, которая завела человека в экологический тупик. Эти стереотипы – верхушка айсберга, то, что находится на поверхности. То же, что лежит глубже –  культурные корни отчуждения от Природы, экофобные мифы, идеологии, философские и религиозные идеи и учения и сама доминирующая картина мира – всё это является их источником. Важную роль также играет жизненный опыт людей, дистанцированных от природной среды.

Любой, кто размышляет о сегодняшнем экологическом кризисе, выделит десятки подобных стереотипов. Здесь я кратко перечислю те, что представляются мне наиболее распространенными. Все они взаимосвязаны, являются элементами одной картины мира и проявляются во всех сферах жизни – от политики и законов до образования, СМИ и повседневной жизни людей.

Природа = Космос

Когда люди выбирают, где отдохнуть, они стремятся провести свободное время у моря, рядом с лесом, рекой или другим природным объектом; даже самый безумный технократ не захочет отдыхать под трубами промзоны – безотчетно всех тянет к красоте и исцеляющей силе Природы. Но задайте вопрос о будущем биосферы, и окажется, что в сознании людей Природа – это не знакомые им река и лес или живой мир планеты в целом, а некая абстрактная, внешняя по отношению к человеку сила наподобие космоса. Где-то далеко есть некая всемогущая и неисчерпаемая Природа, она всегда существовала и будет существовать, и ее возможности ничем не ограничены; все действия в ней человека  – это незначительные помехи, легко поправимые и временные, он не способен радикально повлиять на ее благополучие. Нет никакой необходимости соотносить свое существование с «космосом» – он сам по себе, а человек сам по себе. Все проблемы, если они и есть, - временны и несущественны. Всесильная Природа сама о себе позаботится. Человек же со своей едва заметной деятельностью здесь ни при чем, и что бы он ни творил на Земле, он не в силах что-либо изменить в худшую сторону, тем более стать причиной глобальной экокатастрофы. Отсюда коренное заблуждение: человек может наращивать свою экспансию, с чудовищной скоростью истреблять остальные виды, заменять естественное искусственным, размножаться до бесконечности, загрязнять и трансформировать планету столько, сколько ему заблагорассудится, а Природа с этим как-нибудь справится. Физически и психологически дистанцированный от природного мира человек не чувствует и не осознает, что биосфера, как и человеческий организм, возникла однажды, поддерживает свой баланс и способна существовать лишь в определенных условиях, которые цивилизация грубо изменяет ради своего псевдопрогресса. Ее возможности и резервы конечны, и сама она конечна как в пространстве, так и во времени, и в настоящее время ее существование находится под угрозой из-за деятельности самопровозглашенного «царя природы».

Природа везде

Большинство уверено, что Природа сохранилась везде, кроме мегаполисов. Осознания ее полномасштабного уничтожения по-прежнему нет. Возникает парадоксальная ситуация: человек, в чьем повседневном опыте нет контакта с Природой, уверен, что она по-прежнему существует везде. Ее нет по факту – но она есть «везде», потому что он не думал об этом и ему все равно. Уже в 2000 г. только 17% суши [1] оставались не охваченными напрямую деятельностью человека, и оставшееся – это далеко не самые благоприятные районы для жизни, наиболее благоприятные заняты человеком. Правда заключается в том, что человек замещает естественные экосистемы своей техносферой, к которой относятся городские и аграрные территории, дороги, свалки, плотины – словом, всё, что создано или изменено человеком. Техносфера расширяется за счет поглощения природных территорий и обитающих на них видов, и эта экспансия идет безостановочно. Так каким же образом при нынешней численности населения и темпах трансформации естественной среды природный мир может оставаться везде или на большей части Земли? Элементарная мысль, но люди настолько далеки от Природы и безразличны, что сегодняшняя глобальная катастрофа проходит мимо их сознания.

Природа как готовый мир, сотворенный для человека

Согласно библейскому мифу Природа была создана богом за шесть дней в готовом виде и устроена так, как это необходимо человеку, а сам он поставлен ее хозяином, заместителем бога на земле. Современное массовое сознание в полной мере продолжает придерживаться этого взгляда на мир. Природа – это раз и навсегда данная реальность. Бог (законы мироздания у атеистов)  устроил мир так, чтобы им мог пользоваться человек, и так будет всегда, до скончания веков. Мало того, что мир согласно этому взгляду создан лишь для одного вида, а все остальные – лишь топливо для его «прогресса», так еще и этот мир является готовым, неизменным и взявшимся из ниоткуда. Атмосфера была так «сделана» когда-то, чтобы мы могли дышать, такой она и останется, почва устроена так, чтобы можно было растить на ней культурные растения и так будет всегда, температура такова, чтобы могла существовать жизнь, такой она и будет, сколько бы не говорилось о том, что человек изменяет климат. Жизнь воспринимается не как процесс, который может нарушиться и пойти по такому пути, что человеку и другим видам не будет в нем места, а как сотворенный в готовом виде безотказно работающий механизм, раз и навсегда установленный порядок вещей. Абсолютно отсутствует ощущение хрупкости жизни, чуда жизни, понимание того, что каждую минуту, здесь и сейчас живые экосистемы планеты и их обитатели (кроме человека) поддерживают жизнь на планете – все те условия, без которых невозможна жизнь.

Человек имеет право

В соответствии с этим стереотипом Природа – это законная ресурсная база человека, по праву принадлежащая ему. Ее существование в качестве гигантского месторождения потенциальных товаров и благ само собой разумеется и не подлежит обсуждению, в силу того, что человек единственное духовное существо (в атеистической версии – единственное по-настоящему разумное). Так для кого же, если не для него должно существовать всё в мире? Не для неразумных же растений и животных, которые даже не осознают своего присутствия на планете. Удивительным и удобным образом всё придумано так, чтобы это подходило для человека. А сам он своим разумом и трудом облагораживает и улучшает этот мир. Он осушает болота, на месте опасных лесных чащ возделывает поля, справляется с болезнетворными бактериями и вирусами, словом, упорядочивает и улучшает слепую, хаотичную природу, тысячелетиями, угрожавшую его виду бесчисленными опасностями и бедами. Более того, он сам является разумом Природы, которая с его приходом обрела этакий мировой мозг, ноосферу. Так что существование человека – это движение бессмысленной материи к духовности и высшему уровню бытия. Поэтому он, безусловно, имеет право использовать все остальные виды и менять облик планеты по своему усмотрению. Нужны автотрассы через лес, в заповеднике обнаружили какую-нибудь руду, надо строить новые районы на месте природных территорий, распахивать землю там, где тысячелетиями существовала ценнейшая экосистема, обрекая на уничтожение множество видов? Что ж, Человек имеет на это право. Этот безумный антропоцентристский взгляд в разумном обществе признали бы экстремистским по отношению к Жизни. В реальности человек лишь один из более чем миллиона видов, причем вид не только не несущий никакой пользы биосфере, а стремительно разрушающий ее, уничтожающий всё на своем пути. Он истребляет все остальные виды в прямом смысле не по дням, а по часам (3-5 видов в час). Никому не пришло бы в голову назвать астероид, предположительно ставший причиной предыдущего массового вымирания, хозяином Природы. А человек? У него нет никакой экологической роли, никакого места в экосистеме Земли, всё, что он несёт планете – это замещение естественного искусственным, гибель для всех остальных видов и повсеместное опустошение. Речь уже идет не об осознании своей скромной роли, а о понимании собственной чудовищно разрушительной роли и замене этого и остальных стереотипов осознанием того, что в таком количестве и качестве вид homo sapiens является для всего живого синонимом смерти.

Автономность общества

У носителей этого стереотипа отсутствует понимание того, что существование человека как вида всецело зависит от биосферы. Им представляется, что всё необходимое для собственного существования человек создает сам своим трудом и разумом. Природа – это находящаяся где-то там громада ресурсов и материалов, которые нужно лишь добывать и обрабатывать, и тогда будет все необходимое для жизни. Иначе говоря, человек живет не потому, что эту возможность обеспечивает Природа, а потому, что он трудится на своих фабриках и заводах, растит свои сельскохозяйственные культуры, добывает и перерабатывает природные ресурсы. Легко представить, что будет с людьми, если они узнают о том, что вскоре прекратится, к примеру, подача электроэнергии и доставка товаров в магазины – для них это будет настоящим светопреставлением. Но тот факт, что уже в этом столетии исчезнут тропические леса и в ближайшие 30-40 лет может исчезнуть половина известных сегодня видов растений и животных, если ситуация не изменится (а она с прибавлением как минимум 2 млрд. человек может только ухудшиться) не вызывает ни шока, ни паники, ни мысли о том, что подобные явления приведут к концу самого человека. То есть отсутствует понимание того, что все удобства и блага, обеспечиваемые цивилизацией, вторичны по отношению к природным, которые позволяют существовать жизни как таковой.

С этим стереотипом связана широко распространенная иллюзия – всё в этом якобы автономном мире берётся из ниоткуда. Все вещи создаются из ничего, волшебным образом выныривают из пустоты и отправляются на полки магазинов и в квартиры. Человек не видит и не осознает, что до того как он приобрел мертвый предмет, нужно было разрушить то, в чем была жизнь, что всё сделано из Природы. Для всего нужно отобрать что-то у природного мира, у других обитателей планеты, разрушить, изъять, переместить, трансформировать, изуродовать. А участвуют в этой переплавке живого в мертвое не 10 и не 100 человек, а семь миллиардов! Если бы в школах вместо изучения православия и прочего абсурда показывали документальные кадры ежедневного повсеместного экоцида, который происходит просто для удовлетворения потребностей людей, тогда даже те, кто не привык думать, могли бы видеть, во что обходится планете каждый человек с его бесчисленными потребностями и техническими возможностями обеспечивать эти потребности. Потребителю всё новые и новые супермаркеты, джипы, памперсы, новостройки, дороги и другие бесчисленные товары и возможности, а Земле всё новые сведенные леса, изгнанные из своих мест обитания животные, дефрагментированные дорогами экосистемы и т.д..

И подобно тому, как всё берется из ниоткуда, всё и исчезает в никуда. Человек живет внутри гигантского конвейера своего техносоциума и не имеет дела с оборотной стороной потребления, она остается невидимой. А заключается она в том, что наряду с беспрерывным потоком втягиваемых ресурсов, существует и нескончаемый поток отходов. И суша, и океаны завалены отходами, большая часть мусора требует столетий на разложение, при этом выделяются токсичные вещества. Все сферы производства создают отходы – и сельское хозяйство, и промышленность, и транспорт, в общем, вся материальная деятельность связана с отходами, которые обезображивают планету, отбирают драгоценное пространство, на котором до того существовала жизнь.

Природа далеко

Согласно этому стереотипу Природа – это нечто отличное от человека, то, что существует отдельно от человеческого мира и все те военные действия, которые цивилизация ведет против Жизни, человека не касаются. Здесь отсутствует понимание того простого факта, что всё, что делает человек на этой планете, он делает и себе самому, что он также как другие виды связан с окружающей средой и зависит от ее благополучия. Современный человек удален от последствий своей деятельности и у него возникает иллюзия того, что никаких последствий для него нет. Раз человеческий мир сам по себе, а природный где-то далеко и сам по себе, допустимо всё. Техника, строительство, быт людей, производство товаров и отходов – до недавнего времени всё это полностью игнорировало природную среду, совместимость с ней. Только носитель этого стереотипа мог согласиться, к примеру, на использование атомной энергии (при том, что не существует способов уничтожения радиоактивных отходов, только их хранение) или полиэтиленовых пакетов, которые покупатели используют ежедневно лишь для того, чтобы что-то донести до дома и со спокойной совестью выбросить их (тогда как на разложение каждого нужны века). Тот экологический абсурд и беспредел, что обрушился на планету, когда человек вооружился наукой и техникой, среди прочего связан и с этим стереотипом.

Природа уничтожается ради блага человека

В этом всех уверяет государство и те, кто уничтожает природу, извлекая из этого прибыль, в это верят и простые обыватели. Этой ложной идеей принято оправдывать все виды человеческой экспансии – от увеличения численности населения до застройки всё новых и новых территорий. Вся идеология цивилизации исходит из этого представления, и даже ее ключевая книга библия начинается с передачи природного мира богом в пользование хозяину всего живого - человеку. Обычные люди в этом едины с государством и в своей повседневной жизни исходят из этого же взгляда на мир – родить ребенка, купить еще один автомобиль или превратить свой дачный участок в бритое поле для гольфа с громадным домом посередине – «что ж, природе придется отправиться в топку ради нашего блага». Этот же аргумент приводится, когда приходится выбирать между сохранением природной территории или ее застройкой чем-то, что преподносится как необходимое (дома, заводы, дороги и т.п.). Большинство считает, что ради экономических выгод или соображений комфорта можно пожертвовать природой. Экономика для них всегда оказывается важнее какой-то там «природы». В силу экологического невежества люди не понимают, что мы живем в эпоху дефицита природы и стремительно катимся к существованию в техногенной пустыне и, что никакими деньгами нельзя будет вернуть природный мир, формировавшийся миллионы лет и в одночасье  разрушенный ради мнимых выгод. Нужно ли говорить, что это ложь, которая очень скоро обернется настоящим адом для всех обитателей Земли. Благо человека в том, чтобы жить в неискаженном мире, здоровом и разнообразном.

Развитие = Экспансия

Мало кто подвергает сомнению эту центральную для цивилизации идею о том, что общество развивается тогда, когда осваивает (=потребляет) новые территории. Чем больше полей, дорог, домов, машин, товаров и самих людей – тем лучше, это, дескать, показатель развития и прогресса. Но это расширение искусственной среды происходит не во враждебном или пустом пространстве, а там, где тысячелетиями существовали экосистемы и обитали другие виды, мало того, что имеющие на это такое же право, как и человек, но и необходимые ему в тысячекратно большей степени, чем все его машины и спальные районы. Эта экспансия стоит не только жизней остальных видов, но и оплачивается здоровьем и благополучием самого человека. Экономики просто не будет, когда человек окажется в бесприродном мире, непригодном для жизни. Подлинное развитие заключается в минимизации собственной разрушительности, в существовании, соразмерном природному миру, в освоении искусства жизни и в труде над собой, а не над окружающим миром.

Отдельно взятый человек не влияет на планету/все влияют на планету

Говорит ли человек о том, что от индивидуальных усилий ничего не изменится, или же ссылается на то, что все разрушительны для планеты, а значит, лично с него спроса нет, суть одна – снятие с себя ответственности и нежелание думать о своем вкладе в происходящее. Сегодня при чудовищной силе воздействия человека на биосферу экологическая ответственность каждого должна умножаться на число всех живущих на планете. То, что допустимо было при миллиарде, неприемлемо сейчас, когда на планете обитает 7 млрд. Любые перемены начинаются и со стороны всего общества, и со стороны отдельного человека, который стремится к тому, чтобы ситуация изменилась и что-то для этого делает. Экологический след того, кто в перенаселенном мире заводит детей, ездит на  автомобиле, покупает только новые вещи, пользуется вредной для окружающей среды бытовой химией, берет в магазине пластиковые пакеты, превращает свой дачный участок в миниатюру городской территории (список экологически разрушительных дел можно продолжать долго) не равен экологическому следу человека, отказавшегося от вышеперечисленного (бездетного, приобретающего использованные вещи, не использующего в быту вредную химию, и т.д.).

Человек так устроен

Когда речь идет о якобы особом месте человека в мире, то он единственное духовное, творческое, разумное существо, покоритель космоса и венец природы. Но стоит заговорить о том, что мы единственный вид, поставивший под угрозу жизнь всех остальных обитателей планеты, что человек стал конвейером по уничтожению всего живого, так сразу оказывается, что таким «несовершенным» его создала Природа. Он, дескать, всего лишь животное, хищник и не может по-другому. Он не может ответственно подходить к производству себе подобных, уважать право на жизнь других обитателей планеты, он не в силах понять, что планета ограничена пространственно и по возможностям к самовосстановлению. Разговоры о том, что человек всегда был разрушителем и другим он быть не может, к сожалению, ведутся только для одного – для оправдания своего безразличия и нежелания думать о том, что происходит. У человека хватило разума для полетов в космос и манипуляций с генами, должно хватать и на ограничение экспансии как минимум ради своего же блага.

Все наладится само

Могучая и вечная Природа сама все исправит, а мы тем временем можем жить, как хотим. Уже были на Земле массовые вымирания видов и ничего – после них появилась известная нам сейчас биосфера. У всего живого просто гигантская, практически неисчерпаемая способность к самовосстановлению.

Начнем с того, что прошлые вымирания происходили не с такой скоростью, они занимали века, сейчас – десятилетия. После этих катастроф Природа восстанавливалась миллионы лет – так, что для человека нет ничего обнадеживающего в том факте, что это происходит не впервые. Кроме того, гибель видов от естественных причин сопровождалась освобождением экологических ниш для других видов, сейчас человек разрушает и присваивает все ниши, приспосабливаться и эволюционировать другим видам попросту негде. Иными словами человек разрушил большую часть экосистем планеты, тем самым подорвав возможности живого к самовосстановлению. Не говоря уже о том, что никогда на планете не было такого изобилия видов, нынешняя биосфера самая совершенная и богатая, и это верх цинизма ссылаться на прошлые вымирания куда более примитивных биосфер в контексте нынешней катастрофической ситуации. Никогда уничтожение жизни не происходило по такому сценарию, как сейчас, когда один вид уничтожает все остальные, и при этом этот вид наделен способностью это сознавать. Далее, в прошлые массовые вымирания экосистемы восстанавливались в полностью естественном  мире, а не в отравленной индустриальной пустыне, заваленной синтетическими отбросами и лишенной видового разнообразия. Итак, оттого, что массовые вымирания были и в прошлом или природный мир способен восстанавливаться, людям нет никакой выгоды: когда экологический кризис в неизвестный момент перерастет в экокатострофу, человек исчезнет так же, как и остальные схожие с ним виды, потому что ему требуются те же условия среды, что и остальным. А эти условия обеспечивают не заводы и фабрики, не нефтепроводы и бездарные политики – а живые экосистемы, которые человек не ценит и уничтожает с невиданной скоростью.  Сейчас мы живем в эпоху антропогенного кризиса, то есть рукотворного, порожденного деятельностью человека, и человеку в недалеком будущем предстоит иметь дело с его исходом.

Разум (наука, техника) всё исправит

Разум породил проблемы, он их и исправит, говорят приверженцы веры в разум и спокойно живут дальше, как будто ничего не происходит. Но разум всего лишь инструмент, а то, как он будет использован, зависит от ценностей и целей, и до сих пор у цивилизации не было ни цели встраиваться в биосферу, быть соразмерной ей, ни осознания ценности Жизни и Природы. До сего момента она демонстрировала по большей части безумие, а не разум. О наличии разума можно судить по способности к прогнозированию и экстраполяции, по степени понимания природных законов, умению встраиваться в тот мир, который нас породил и который является самой нашей жизнью. Общество, для которого футбол и сплетни о поп-звездах актуальнее проблемы сведения лесов и исчезновения видов, не демонстрирует никакого разума. Так что даже если предположить, что разум сам по себе может решать глобальные проблемы, уповать на его наличие не приходится.

Наука и техника ориентированы на потребителей, а не на сохранение Жизни, иначе мы жили бы в другом мире. Кроме того, наука зависит от государства, и потому обслуживает в первую очередь ВПК и экономику, без какого-то ни было учета благополучия планеты. Словом, какова культура,  каковы люди, таковы и наука с техникой. У цивилизации не было среди ценностей Природы, и потому отбор научных изобретений и технологий велся на сиюминутную эффективность, массовую доступность, удобство использования, а не на экологичность. Если бы человек в основу своей науки и техники заложил идею жизни как ценности, если бы его картина мира была биоцентричной, он изобретал бы и развивал максимально экологичные технологии. У человека есть всё для этого. Когда мы почти уничтожили природу, появилась зеленые технологии, но вовсе не спонтанно, сами собой, а из-за появления идей и целей экологизации человеческой деятельности. То есть вначале появился запрос, а потом соответствующий ответ на запрос. Не техника и наука диктуют человеку разрушать Природу, а человек с его картиной мира и ценностями создает соответствующую науку и технику, в данном случае – абсолютно слепую к биосфере. Создаваемая человеком среда сегодня является антагонистом биосферы, и это не какая-то трагическая случайность – технический прогресс стал всего лишь проявителем содержания культуры.

Природа – угроза, а потому нужно ее покорять

Нередко можно услышать это нелепое оправдание уничтожения природного мира. Природа, дескать, всю историю существования человека только и занималась тем, что пыталась уничтожить его. Хищники, болезни, стихийные бедствия и неблагоприятный климат всегда терзали это беззащитное существо. Природа, если ее не контролировать и не покорять, обрушит всю свою разрушительную силу на человека и уничтожит его. Эта шизофреническая идея уходит корнями в религиозные представления, демонизирующие земной мир – гностицизм и его мутированную версию – христианство. Только если считать мир населенным силами зла и чуждым по своей природе человеку можно верить в то, что человеку он угрожает. В реальности же человек и без сегодняшней опоры на науку и технику успешно выживал в любых климатических условиях и в районах с крайне скудными природными ресурсами. Вместо того чтобы дрожать от страха, он наблюдал, запоминал, изучал природную среду и ее обитателей, умело приспосабливаясь к месту своего обитания. Каким образом вид, который эволюционировал в Природе, а не в лаборатории пришельцев, вид, которому даны такие возможности и колоссальная живучесть, мог бы ее бояться, бояться своего дома? Сами термины, которые применялись до сих пор к окружающему миру, показывают всю глубину массовой патологии – покорять, преобразовывать, колонизировать, осваивать. Никому не пришло бы в голову покорять свою семью, осваивать тех, кого он любит, колонизировать свой дом, свой храм, свою жизнь – а именно всем этим изначально и являлся природный мир для человека.

[1] Исследование «Last of the wild», проведенное организациями Wildlife Conservation Society (WCS) и Columbia University's Center for International Earth Science Information Network (CIESIN).

Naturolatria.livejournal.com

Исчточник изображения



Добавить комментарий


Код безопасности
Обновить изображение